— Юрий Николаевич, с какими результатами компания «Сервис Тау Су» подходит к завершению летнего периода?
— Этот год значительно отличается от предыдущих низким количеством перебоев водоснабжения. Скорей всего это связано с меньшей активностью потребителя. В прошлые годы шла интенсивная застройка района и, соответственно, прокладка новых сетей канализации и подземных линий электропередач, в связи с чем, имели место частые «порывы» водопроводных сетей, допущенные подрядными организациями. Это было серьезной проблемой. Сейчас те, кто самостоятельно застраивает участки, уже не может копать, где вздумается, так как для начала им необходимо получить разрешение от Управления градостроительного контроля г. Алматы на осуществление тех или иных строительных работ. Так что в этом плане стало немного легче.
— То есть перебои с водоснабжением нередко бывают связаны именно с активностью потребителя?
— Весьма нередкий случай, к сожалению. Не просто активностью, а не согласованной с нами активностью. Необходимо хотя бы информировать о планируемых работах, ведь это нетрудно –позвонить нам. Это будет очень полезно для всех, а потребитель еще и более оптимально сможет решить свой вопрос. Но он самостоятельно пытается какие-то работы проводить в тех же колодцах, например, направляя туда подсобных рабочих: фильтр почистить или что-то еще осуществить. При проведении этих работ допускаются серьезные ошибки и, как следствие, выходит из строя оборудование. Сейчас острейшей проблемой остается то, что грузовые автомобили (автобетоносмесители), которые нанимают наши абоненты, проезжая к месту назначения, ломают люки, которые падают внутрь колодца и рушат краны, счетчики, обламывают трубы. Это просто беда какая-то. Колодцы разрушают до 2-х раз в месяц. Стоимость нового люка 30 000 тенге, прибавьте к этому еще стоимость работы специалистов. Сложностью в нашей работе являются и ложные вызовы от потребителей, которых бывает до 5-ти в месяц. Люди, не проверив тщательно свое оборудование (например, открыты ли все краны для поступления воды), уже спешат вызывать наших специалистов…
— Какой же выход?
— Что касается колодцев… То пока остается надеяться на ответственность и совесть наших потребителей, которые оформляя заказ, могут поговорить с водителями автобетоносмесителей и о такой проблеме, как разрушение колодцев, а те в свою очередь будут внимательней к вопросу наезда на люк…
— Является ли ответственностью потребителя: уход за собственным оборудованием?
— Конечно. Это и в интересах самого потребителя, который со своей стороны может влиять на качественное водоснабжение на собственном участке. Надо готовить систему к зимнему, весенне-летнему периоду. К зиме – закрывать краны, утеплять оборудование, к весне – расконсервировать. Потребитель может обратиться к нам за консультацией по этому вопросу, лучше лишний раз что-то спросить, о чем-то посоветоваться, чем, например, привести в негодность свое оборудование, обеспечивающее поступление воды, неправильными действиями или вообще бездействием и халатностью.
— Какие в этом году были реализованы крупные проекты, работы?
— Близок к завершению достаточно крупный проект по строительству трубопровода с реки Казачки на новый водозабор, который реализуется 5 лет. Его цель – увеличить объем воды в летний период, обеспечив дополнительное водоснабжение. Чтобы вообще не было перебоев с водоснабжением в жаркие дни лета. Трасса построена, осталось поставить водозабор и первичную фильтровальную станцию. Это очень дорогой и непростой проект. Много требуется финансов, организационных усилий, трудозатрат. Должны закончить в этом году. С мая месяца были жалобы от потребителей, живущих на территории микрорайона «Нурлытау». Поэтому в этом году по ул.6 провели дополнительную линию водопровода, протяженностью 300 метров. А так ежедневно, практически без выходных, производятся текущие работы: ремонт, прочистка фильтров, труб, снятие показаний приборов учета расхода воды, в начале лета было осуществлено подключение летних водоводов.
— Насколько известно, ваша компания предоставляет скидки некоторым потребителям?
— Да, это наша личная инициатива. Со скидкой предоставляется вода инвалидам. Тариф на водопользование составляет 15, 7 тенге за куб. м воды. Эта цена складывается из трех основных параметров: закуп воды в АО АлЭС (Алматинские Электрические Станции); зарплата сотрудникам компании «Сервис Тау Су», налоги, платежи в бюджет; затраты на материалы и на наемную технику для устранения аварий и проведения текущего ремонта. Скидка составляет 15% от стоимости тарифа на водопользование.
— Если бывают перебои с водой, насколько оперативно решается эта задача?
— Любая проблема решается в течения дня, даже можно уточнить: в течение 12 часов. А в среднем, на решение тех или иных задач тратится 1-2 часа. Аварии устраняются и в выходные дни. Вот недавно на одном из наших участков произошел порыв трубопровода, это было в субботу. Бригада выехала и оперативно устранила аварию.
— Насколько своевременно потребитель оплачивает оказываемые ему услуги по поставке воды и поддержке системы водоснабжения в надлежащем состоянии? Какое-то время назад была проблема с этим вопросом.
— Проблема до конца не решена, но ситуация в определенной степени все же улучшается.
— Что компанией делается для улучшения водоснабжения на территории, которую она обслуживает?
— Трассы все построены, приведены в рабочее состояние. Компания поддерживает жизнедеятельность всех водоснабжающих сетей, обеспечивает их содержание, обслуживание, осуществляет реконструкцию и ремонт, устраняет аварии. Сотрудники компании ежедневно контролируют приборы учета в головных точках водозабора. Как я уже сказал выше, строится дополнительный водопровод, создаются новые линии водопроводов на определенные участки.
— Некоторые потребители применяют какое-то спецоборудование для экономии воды? Действительно ли оно обеспечивает экономию?
— Речь об автоматизированных поливочных системах. Сразу скажу – они тратят несоразмерно огромное своему назначению количество воды. Датчики полива настроены, например, на «включение-выключение» системы два раза в сутки. Вода подается насосом из центрального водопровода и закачивается резервуары, которые установлены на территории потребителя. Объемы резервуаров всегда достаточно большие. Системы полива включаются по таймеру. Когда это происходит, насос откачивает из своей ёмкости воду на полив, она опорожняется, и далее вновь начинает наполняться путем закачивания из центральной системы водопровода. И вот эти расходы – огромные. И потом: как настраивается потребителем таймер на полив? Конечно же, без учета часов пик. Таймер включается, территория поливается, ёмкость опорожнилась и начинает наполняться из центральной системы водопровода. А у других потребителей в это время падает давление в водопроводе: открываешь кран, а воды нет. Вот проблема. И еще раз отмечу: двухразовый в сутки полив – это огромный расход воды, превышающий все СНИПОВские нормы.
— Какое здесь может быть решение проблемы?
— Поливать в ночное время: и тем, у кого есть такие системы, и тем, кто осуществляет полив без помощи такие систем. И потом я хотел сказать о еще одной серьезной проблеме в плане неоправданно большого расхода воды. Это бассейны… Мало того, что минимальный объем самого скромного бассейна – 5 куб.м воды, так люди еще меняют ее по несколько раз в сезон. Такое огромное количество воды идет просто в канализацию. 5 кубов выброшенной воды в «никуда»! А ведь это дорогой ресурс. Мы же сколько раз пытались донести до потребителя информацию, что нужно для обработки воды пользоваться специальными химическими средствами: добавляй их периодически и в течение целого сезона пользуйся одним объемом воды. В общем, конечно, здесь речь о культуре потребления, бережном отношении к природе, экологии. В конце концов, это забота о будущем наших детей. Ведь источники воды не бесконечны и мы можем когда-нибудь сильно пожалеть о таком безответственном отношении к источнику жизни – воде.